ПРОФИЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА: СТАНДАРТЫ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.Н. Филинов, А.В. Бойченко
Институт системного программирования РАН, Москва

Введение

Что такое виртуальный университет? В литературе существует двоякое понимание, базирующееся на различных подходах к обучению и его содержанию.

- университет как учебное заведение с дистанционным доступом к учебным курсам;
- учебные центры фирм с дистанционным доступом к учебным материалам.

Общее: 1) Дистанционный доступ; 2) Необходимость реализации свойств открытых ИС: Разбиение ИС на приложения и среду. Клиент-серверная архитектура; 3) База - WEB-технологии, Интернет.

Различия: для учебных центров фирм задача ставится как повышение квалификации специалистов по определенным продуктам этих фирм, и в этом случае формирование учебных материалов проще, чем для университетов.

В настоящем докладе рассматривается построение ИС дистанционного обучения для университета как учебного заведения.

Функциональная структура виртуального университета

В общем виде функциональная структура виртуального университета может быть представлена в виде, изображенном на рис. 1.

Анализируя функции информационной системы виртуального университета, можно определить целый ряд специфических требований:

- необходимость развертывания базовым вузом в региональном представительстве виртуального представительства;
- необходимость создания прикладного программного обеспечения виртуального представительства и прикладного программного обеспечения регионального представительства как типового;
- масштабируемость регионального ПО;
- необходимость создания мобильного ПО;
- значительную динамику средств, обеспечивающих учебные процессы (библиотек и др.);
- сложность и разнородность телекоммуникаций (локальные сети базового вуза и региональных представительств, взаимодействующих через глобальные сети);
- необходимость репликаций баз данных и других материалов базового вуза на серверах регионального представительства (для снижения графика), а также отображение части сайта базового вуза на сайте регионального представительства;
- компонентный подход к проектированию ИС;
- необходимость унифицированного представления и доступа к однотипным информационным ресурсам, используемым для дистанционного обучения различными вузами.

Эти особенности виртуального университета предопределяют необходимость подхода к проектированию ИС виртуального университета с точки зрения методологии открытых систем. Применение методологии открытых систем базируется на применении при проектировании системы стандартизованных решений и фиксация этих решений в виде профиля системы и профилей ее компонентов. Профили представляют собой совокупность выбранных стандартов и спецификаций, описывающих как систему в целом, так и ее компоненты. В свою очередь, построение профиля базируется на конкретизации референсной модели 08Е/КМ, структурирующую систему на компоненты, к которым будут применены стандарты и спецификации (прежде всего к интерфейсам и протоколам взаимодействия). Эта конкретизация референсной модели проводится на основе функциональной и системотехнической структуры системы и выбранной парадигмы взаимодействия компонентов - объектной или процедурной,

Функции и системотехническая структура ИС виртуального университета

Преподаватели базового вуза создают курсы и учебные материалы (АРМ преподавателей в локальной сети базового вуза и серверы, репозиторий учебных материалов, доступ к электронной библиотеке вуза, доступ в Интернет).
Тьюторы, ведущие процесс дистанционного обучения с использованием методик обучения - регламенты подачи материалов, промежуточного и финального тестирования учащихся (АРМ тьюторов, серверы коммуникаций, доступ в Интернет, электронная почта).
Контроль знаний, экзамены, выдача документов об образовании (АРМ руководителей, АРМ администраторов дистанционного образования, АРМ администраторов учебного процесса).
Обеспечение лабораторно-практической работы.
Электронная библиотека базового вуза.
Администрирование дистанционного обучения. (Серверы приложений и БД).
Администрирование учебного процесса. (Серверы приложений и БД).
Возможный вариант системотехнической структуры базового вуза приведен на рис.
2.
Вопрос о разделении функций между базовым вузом и его региональными представительствами при реализации процесса дистанционного обучения решается конкретно в зависимости от условий работы.
Системотехническая структура регионального представительства сходна с системотехнической структурой базового вуза. К ней добавляются средства дистанционного доступа студентов с их АРМ или из коллективных Интернет-классов на местах, связанных с
WEB-серверами регионального представительства.

Стандарты среды ИС виртуального университета

Предлагаемая номенклатура стандартов основана на выборе общих стандартов, принятых для Интернет и на общем функционале дистанционного обучения. Дополнительно должны быть определены стандарты при конкретизации референсной модели OSE/RМ для выбранного варианта реализации ИС виртуального университета.

1. Стандарты WEB-технологий: НТМL, НТТР, ТСР/IР плюс стеки передачи данных в зависимости от доступных каналов связи. Кроме того, перспективным представляется ориентация на стандарт расширенного языка разметки ХМL.

2. Стандарты выбранных услуг сети Интернет.

3. Стандарты услуг электронной библиотеки: форматы электронных каталогов МАКС, протокол 239.50.

4. Стандарты форматов представления учебных материалов.

5. Стандарты среды функционирования приложений, включая инструментальные педагогические средства.

Заключение

Разработанный на стадии проектирования системы профиль должен в дальнейшем использоваться на всех этапах жизненного цикла системы (тестирования, разработки требований и сертификации покупных компонентов, сопровождения системы, ее модернизации и развитии).

Рис.2. Системотехническая структура ИС ДО (уровень базового вуза)


Конференция ТЕЛЕМАТИКА 2000