КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ
В.К. Батоврин, Н.Н. Евтихиев, А.Б. Петров, А.С. Сигов, А.Я. Олейников(*)
Московский Институт радиотехники, электроники и автоматики, (*)Институт радиотехники и электроники РАН, Москва

Развитие информационной инфраструктуры научных исследований и системы образования требует выработки единых принципов и подходов к интегрированию информационных ресурсов на различном уровне: местном, региональном, глобальном, что позволяет повысить оперативность и сократить затраты на обеспечение и информационную поддержку как проводимых научных исследований, так и процесса подготовки современных инженерных и научных кадров, владеющих современными информационными технологиями.

В качестве интеграционной основы развития информационной инфраструктуры любого уровня выступает технология открытых информационных систем. Для ее реализации необходимо построение отраслевого профиля (функционального стандарта) информационной инфраструктуры системы образования (ИИ СО) и информационной инфраструктуры научных исследований (ИИ НИ) на основе технологии и принципов открытых систем. Основные подходы, закладываемые в профили определяются нормативным документом Госстандарта России Р 50.1.022-2000 "Информационная технология. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России (Госпрофиль ВОС России)".

Для реализации кадрового обеспечения развития и применения технологии открытых систем необходимо обеспечить подготовку специалистов, владеющих этой технологией. Решение этой задачи тесно связано с необходимостью появления для ряда направлений подготовки специальностей (специализаций) под общим названием "Открытые системы".

Структура учебного плана по специальности "Открытые системы" и состав основных дисциплин определяются действующей законодательной и нормативной базой, включающей в себя Законы РФ "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".

Учебный план включает в себя общие обязательные дисциплины (федеральный компонент) и специальные дисциплины. Особо необходимо выделить ряд дисциплин. К ним относятся:

"Стандартизация информационных систем и технологий", "Открытые информационные системы", "Интерфейсы открытых информационных систем", "Программное обеспечение открытых информационных систем" и ряд других. Программы этих дисциплин базируются на широком использовании функциональных стандартов (профилей).


Конференция ТЕЛЕМАТИКА 2000