Секция Открытых Систем

Персоналии

История

Открытые системы

Проекты

Партнеры

Новости

Контакты

II Всероссийская практическая конференция "Стандарты в проектах современных информационных систем" (системное проектирование, управление качеством и проектами, информационные технологии).

Доклад

Стандартизированный профиль корпорации-заказчика и системного интегратора (опыт постановки и решения проблемы)

Зенин Сергей Владимирович szenin@it.ru, Мкртумян Алексей Агабегович, Позин Борис Аронович bpozm@it.ru
АйТи, Москва

 

Динамично развивающийся информационный рынок России диктует условия быстрого и адекватного реагирования на изменения окружающей среды собственного бизнеса организации. При этом Заказчик и потенциальный Исполнитель решают задачи тесно взаимосвязанные друг с другом.

Заказчик пытается найти решение двух стоящих перед ним проблем:

1. Как из множества Системных интеграторов, предлагающих свои услуги на информационном рынке России выбрать наиболее соответствующего требованиям бизнеса Заказчика?

2. Как реализовать безошибочный выбор за минимально короткий срок?

Исполнитель, в свою очередь, стоит перед дилеммой:

1. Какой набор процессов необходимо реализовать в собственном бизнесе, чтобы "плотно захватить" и "долго удерживать" Заказчика в секторе рынка Исполнителя?

2. Какие процессы следует развивать и в какой мере для максимальной реализации цели Исполнителя на ИТ-рынке?

Технология построения стандартизированных профилей организаций позволяет удовлетворить требования Заказчика и потребности Исполнителя.

Рассмотрим данную технологию на примере компании - Системного интегратора. По своей специфике деятельности в отношении с внешними Заказчиками Системный интегратор выступает в роли Исполнителя, а со своими субподрядчиками - в роли Заказчика.

Современная концепция стандартизованных профилей сформулирована в международных стандартах серии ИСО 10000 (шесть стандартов). Кратко значение этих стандартов для Заказчика и Исполнителя раскрыто в данном докладе. ИСО 10000 рекомендует каждой крупной организации формировать техническую политику на основе международных стандартов, четко определяя нормативы, регламентирующие функционирование организации и ее ИТ-инфраструктуру, ограничивая разнообразие протоколов и интерфейсов оборудования и систем, которые находятся в эксплуатации в компании.

 

Чем привлекателен стандартизированный профиль для Заказчика?

1. Решается задача минимизации затрат на оборудование для ИТ-технологий. Заказчик не в состоянии беспредельно расширять парк используемого им оборудования. Однако обновление протоколов и интерфейсов диктует необходимость адаптации технического парка для использования новых технологий, основанных на новых технических стандартах. ИТ-службам Заказчика постоянно приходится искать компромисс между закупкой новой техники и её стыковкой с существующими ИТ-системами. Важно обеспечить поддержку старых протоколов и интерфейсов и работу систем с новыми стандартами. Если принимать во внимание, что решение этой задачи связано с целым набором поддерживающих и сопутствующих процессов, таких как, доработка и адаптация информационных систем, организационно-штатные изменения, обучение и переобучение персонала и учитывать ограниченность бюджета, то становится совершенно очевидным, что от правильности принятия технических решений во многом зависит эффективность работы ИТ-служб Заказчика.

Стандартизированный профиль, построенный по принципам и правилам, описанным в стандартах серии ИСО 10000, позволяет Заказчику очень эффективно отобрать нерациональные решения с позиции его стратегии и технической политики и четко обозначит область "правильных" решений. При этом своевременная актуализация стандартизированного профиля по ИСО 10000 для Заказчика обеспечивается унифицированной   технологией   разработки   аттестационных   тестов   для информационно-технологических систем, реализующих функции профилей.

2. Решается задача оптимального выбора Системного интегратора - поставщика технических и информационных решений.

Анализ стандартизированного профиля Заказчика и согласование с ним соответствующих профилей оборудования и информационных систем, поставляемых Системными интеграторами, дает необходимую информацию для успешного выбора Исполнителя. Наглядность, очевидность результатов такого анализа по профилям и высокая скорость его выполнения - бесспорное преимущество технологии стандартизированных профилей.

 

Что дает построение стандартизированного профиля для Системного интегратора?

1. Насколько широким должен быть стандартизированный профиль Системного интегратора? На первый взгляд ответ напрашивается сам собой: "Настолько широк, насколько это необходимо для удовлетворения потребностей Заказчиков на том секторе рынка, где работает Системный интегратор". Однако, если учитывать ограниченность ресурсов Системного интегратора решение становится не таким очевидным. С линейкой предлагаемых услуг и продуктов Системного интегратора тесно связана его технология и инфраструктура. Объем и наполнение склада не могут быть бесконечными, логистика имеет временные ограничения, штат специалистов имеет строгую профессиональную направленность, всё это накладывает ограничения на стандартизированный профиль Системного интегратора. Однако одно остается постоянным - Заказчик должен получать системное и законченное решение.

Анализируя сектор рынка, на котором приходится работать и потребности Заказчика, на основе требований стандартов серии ИСО 10000, Системный интегратор строит свой стандартизированный профиль, руководствуясь принципами целостности технологических решений и поддержкой протоколов и интерфейсов своих потенциальных Заказчиков.

Сопоставляя потребности рынка с возможностями поставщиков оборудования и технических решений, Системный интегратор формирует стандартизированный профиль своих предложений, осуществляет анализ и выбор поставщиков по техническим показателям. Наличие собственного профиля, основанного на профилях поставщиков, позволяет Системному интегратору планировать свои действия на рынке, подготавливать свой персонал, понимать свои преимущества и недостатки.

Требования   и   рекомендации   стандартов,   положенных   в   основу стандартизированного профиля, позволяют ограничить области построения профиля, дают возможность построить профиль с максимальным пониманием потребностей рынка.

2. Вместе с тем, знание профиля Заказчика позволяет повысить скорость реакции на его потребности. Если при этом достигается и качество предлагаемых к реализации информационно-технологических решений, то успех работы с Заказчиком обеспечен.

Стандартизированные профили позволяют унифицировать предложения Системного интегратора, предлагая к реализации целостные адаптированные решения, что значительно сокращает время на подготовку технических предложений.

 

Что    необходимо    Системному    интегратору    для    построения стандартизированного профиля?

1. Установить международные, государственные отраслевые стандарты и стандарты предприятия вместе с соответствующими классами, подмножествами, вариантами и параметрами, которые необходимы ему для выполнения функций определенных его миссией и бизнесом.

2. Сформулировать справочную схему использования базовых стандартов, которая полностью удовлетворяла бы его с точки зрения систематического определения и анализа потребностей собственного бизнеса.

3. Определить группы стандартов, которые предполагаются использовать в качестве основных компонентов своих информационно-технологических систем и которые реализуют положения соответствующих эталонных моделей или структур, охватывающих стандарты.

4. При необходимости разработать или использовать готовые аттестационные тесты для своих информационно-технологических систем, реализующих функции профилей.

На основе опыта деятельности компании - Системного интегратора на рынке корпоративных решений для различных Заказчиков сформированы концептуальные основы нормативной базы Системного интегратора. Они включают комплекс базовых стандартов, ориентированных прежде всего на вопросы обеспечения качества разрабатываемых и внедряемых информационных технологий. Важнейшим при взаимодействии с Заказчиком являются процессные модели и соответствующие стандарты. Эти группы стандартов в основном приведены на рисунке 1.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ нормативной базы

 

 

РМ ВОК - Project Management Body of Knowledge

Рис. 1. Концептуальные основы нормативной базы Системного интегратора

 

. На основе этих групп стандартов в компании - Системном интеграторе разрабатываются комплексы руководящих документов и услуг, предоставляемых Заказчику в проектах средней и высокой сложности. Кроме того, в настоящее время формируется таксономия стандартизированного профиля, определяющая состав протоколов и интерфейсов поставляемого оборудования и системного программного обеспечения.

Таким образом, раскрытые выше подходы построения стандартизированных профилей дают возможности для более гибкого, быстрого и качественного построения отношений Заказчик - Исполнитель и открывают новые пути для совершенствования этих отношений.

 

Персоналии

История

Открытые системы

Проекты

Партнеры

Новости

Контакты