Секция Открытых Систем

Персоналии

История

Проекты

Партнеры

Новости

Контакты

Открытые системы

Концепция применения принципов открытых систем каак интеграционной основы построения информационной инфраструктуры для науки и образования



Открытые
системы:

терминология

концепции

фундаменталь-
ные аспекты

области
применения

организационно-
правовое
обеспечение

базовые
стандарты

профили

защита
информации

методы и
средства
создания
открытых
систем

тестирование и
сертификация

подготовка
кадров

организации по
стандартизации

публикации

поставщики

 

9 Мероприятия, необходимые для построения ИИСНО на основе ТОС

Научно технические мероприятия

1. Проведение фундаментальных и поисковых исследований по методам построения открытых систем.
2. Разработка и актуализация нормативного документа межведомственного уровня «Профиль Интегрированной информационной среды науки и образования (Профиль ИИСНО) и Руководства по его применению.
3. Разработка базовых стандартов информационных технологий, необходимых для сферы науки и образования.
4. Внедрение международных функциональных стандартов в России, включая выполнение перевода, тиражирования, доведения до конечного пользователя текстов соответствующих документов, международные обмены, стажировки в мировых сертификационных центрах.
5. Разработка следующих профилей конкретного применения:
• Профиль единой информационной среды РАН;
• Профиль единой информационно-образовательной среды Минобразования РФ;
• Типовой профиль исследовательского института;
• Типовой профиль учебного института;
• Типовой профиль центра коллективного пользования;
• Типовой профиль наукограда.


Организационно-методические мероприятия

1. Разработка механизма экспертизы проектов на соответствие Профилю ИИСНО.
2. Доработка положений о проведении тендеров за счет включения требования на соответствие стандартам открытых систем.
3. Создание сети органов и испытательных центров для проведения сертификационных испытаний на соответствие стандартам, входящим в Профиль ИИСНО.
4. Участие в работе технического комитета комитета ТК-22 по стандартизации.
5. Участие представителей России в работе международных организаций и групп, занимающихся разработкой проектов нормативных документов по стандартизации, методик тестирования на соответствие и других документов.

Информационно-технические мероприятия
1. Создание новых и развитие существующих информационных ресурсов по тематике открытых систем, включая тематические web-порталы, распределенные базы данных, справочные реестры и т.д.
2. Создание, ведение и актуализация Государственного реестра изделий, прошедших сертификационные испытания на соответствие требованиям открытости, его актуализация с учетом международного опыта.

С целью увеличения эффективности работ и уменьшения дублирования реализация мероприятий должна осуществляться по единому Координационному плану ( Координатор - Минпромнауки РФ ) в рамках :
- ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники";
- ФЦП "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 г.г;
- ФЦП "Единая информационная образовательная среда";
- ФЦП "Электронная Россия";
- отраслевых программ по информатизации РАН, Минобразования РФ и других ведомств;
- проектов РФФИ.


Заключение

Информационная инфраструктура науки и образования представляет собой распределенную корпоративную среду, в которую должны быть интегрированы разнообразные информационные, вычислительные и телекоммуникационные ресурсы.

Особенность такой среды состоит в ориентации на решение весьма широкого круга задач, вытекающего отсюда большого разнообразия используемых программно-аппаратных средств, от микропроцессорной техники до супер-ЭВМ, т.е. высокого уровня гетерогенности среды.

Высокий уровень гетерогенности среды делает особо актуальным применение в качестве интеграционной основы принципов открытых систем.

Применение принципов открытых систем означает применение технологии, основанной на методах функциональной стандартизации и включающей ряд этапов, важнейшим из которых служит построение и применение профилей - согласованных наборов стандартов, направленных на решение задач интегрированной информационной среды науки и образования.

Технология открытых систем (ТОС) представляет важнейшее направление информационных технологий вследствие того, что :
- представляет собой метатехнологию, применимую к системам всех классов и назначений - от микропроцессорных систем до Grid-структуры, применимую для интеграции отраслевых, корпоративных инфраструктур в национальную и глобальную информационную инфраструктуру;
- дает весьма значительный экономический эффект;
- имеет инновационную направленность;
- представляет собой основу импортозамещения;
- представляет собой технологию двойного применения;
- представляет экологически чистую технологию.

Технология открытых систем относится к приоритетному направлению развития науки, технологий и техники " Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника" и входит в число целого ряда критических технологий, выделенных в Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, таких как :
- высокопроизводительные вычислительные системы;
- информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- базовые технологии военного назначения;

Масштабное применение технологии открытых систем целесообразно начать для развития ИИСНО ввиду того, что в сфере науки и образования сосредоточены высококвалифицированные кадры, объединяющие и разработчиков и пользователей информационных технологий.

Необходимым условием представляется распространение технологии открытых систем для развития информационной инфраструктуры других отраслей экономики, вплоть до национальной информационной инфраструктуры.

Для полномасштабного применения технологии открытых систем необходимо осуществить ряд научно-технических и организационных мер, перечисленных в разделе Мероприятия.

Использованные материалы

Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу
Концепция развития и применения открытых систем в России. Материалы Миннауки 1994 г.
Решение Госкомиссии по информатизации № 25 от 18 сентября 1998 г.
Национальная стратегия стандартизации США. Материалы American National Standardization Institute (ANSI)
Концепция национальной системы стандартизации. Материалы Госстандарта России
Концепция создания Единой информационной системы РАН, 2001г.
Концепция создания интегрированной автоматизированной системы Минобразования РФ и Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации 2000 г.
Концепция создания интегрированной инфраструктуры развития и использования высокопроизводительных ресурсов науки и образования ФЦП "Интеграция", 1999 г.
ISO/IEC TR 14252-1995 Guide to the POSIX Open System Environment.
Рекомендации по стандартизации Р 50.1.041-2002 "Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей среды открытой системы организации пользователя.

Приложение 1 Основные понятия, термины, определения, сокращения

1. бизнес-система – система, применяемая в организации пользователя, для достижения основной цели функционирования.
2. интерфейс коммуникационной службы (ИКС) - граница, через которую обеспечивается доступ к службам при взаимодействии между внутренними объектами прикладного программного средства и внешними объектами прикладной платформы.
3. интерфейс с внешней средой (ИВС) - интерфейс между прикладной платформой и внешней средой, который обеспечивает необходимые службы.
4. интерфейс с прикладной программой (ИПП) - интерфейс между прикладным программным средством и прикладной платформой, через который обеспечивается доступ ко всем необходимым службам.
5. интерфейс человек-компьютер (ИЧК) - граница, через которую реализуется физическое взаимодействие человека с прикладной платформой.
6. ключевой показатель эффективности (КПЭ) - показатель эффективности конкретной бизнес-системы, выраженный в терминах целей и задач предприятия, организации и т.д.
7. модель служб информационной технологии (ИТ) - текстовое и графическое представление служб ИТ, которое определяет все низкоуровневые компоненты и интерфейсы служб.
8. модель технологического компонента - выбранные службы ИТ, необходимые для реализации одной или нескольких служб ИС, обеспечивающих реализацию ТБС.
9. направления деятельности (НД) - логическое выделение из всей деятельности организации сходных направлений.
10. показатель назначения (ПН) - мера уровня услуги и эффективности (производительности), предполагаемая при обеспечении выполнения ТБС с помощью предложенного технологического решения.
11. прикладная платформа - набор ресурсов, включая технические и программные средства, который обеспечивает услуги для работы прикладного программного средства
12. профиль - набор из одного или нескольких базовых стандартов с указанием, при необходимости, выбранных классов, подмножеств, опций базовых стандартов, которые являются необходимыми для выполнения конкретной функции.
13. профиль OSE организации пользователя - профиль, документально оформленный в терминах стандартов открытой системы, функциональных стандартов POSIX, функциональных стандартов, и (или) промежуточных технологий или изделий, которые необходимы в качестве основы инфраструктуры при принятии решений по удовлетворению деловых потребностей предприятия.
14. служба информационных систем - высокоуровневое описание служб, применяемых для реализации ТБС. Службы ИС дают перекрестные ссылки на ТБС, которые они обеспечивают, службы ИТ, которые их обеспечивают, и технологические компоненты, вмещающие данные службы.
15. служба информационной технологии - самый неделимый уровень технологии. Группа служб ИТ взаимодействуют для обеспечения служб ИС, поддерживающих ТБС. Службы ИТ описываются в терминах протоколов, ИПП и компонентов служб.
16. среда открытой системы - исчерпывающий набор интерфейсов, служб и форматов вместе с пользовательскими аспектами, необходимый для обеспечения функциональной совместимости или переносимости приложений, данных, или персонала, в соответствии со стандартами и профилями ИТ.
17. требование бизнес-системы - устанавливаемое организацией требование к системе, то есть, набор процессов, процедур и документации, обеспеченный соответствующей технологией, регламентирующее ККУ или КПЭ при достижении цели или вида деятельности предприятия.

Сокращения

1. ИИСНО - интегрированная информационная среда науки и образования
2. ИИ – информационная инфраструктура
3. ИС – информационные службы
4. ИТ – информационная технология
5. ИПП – интерфейс приложения с платформой
6. ККУ – коэффициент критичности успеха
7. КПЭ – ключевой показатель эффективности
8. НД – направления деятельности
9. РИВРНО – распределенные информационные и вычислительные ресурсы науки и образования
10. ТБС – требования бизнес-системы
11. ТКР - телекоммуникационный ресурс
12. ТОС - технология открытых систем

 

counter
с июня 2001 г.