Секция Открытых Систем

Персоналии

История

Проекты

Партнеры

Новости

Контакты

Открытые системы

Концепция применения принципов открытых систем каак интеграционной основы построения информационной инфраструктуры для науки и образования



Открытые
системы:

терминология

концепции

фундаменталь-
ные аспекты

области
применения

организационно-
правовое
обеспечение

базовые
стандарты

профили

защита
информации

методы и
средства
создания
открытых
систем

тестирование и
сертификация

подготовка
кадров

организации по
стандартизации

публикации

поставщики

 

3 Принципы открытых систем


Основной принцип открытых систем состоит в создании среды, включающей программные и аппаратные средства, службы связи, интерфейсы, форматы данных и протоколы, которая в своей основе имеет развивающиеся, доступные и общепризнанные стандарты и обеспечивает переносимость, взаимодействие и масштабируемость приложений и данных.
Второй принцип состоит в использовании методов функиональной стандартизации – построении и использовании профиля - согласованного набора базовых стандартов, необходимых для решения конкретной задачи или класса задач.

3.1 Эталонная модель среды открытых систем

Для структурирования среды открытых систем используется эталонная модель (Open System Environment Reference Model - OSE/RM), принятая в основополагающем документе ISO/IEC 14252 (Рисунок 3). Она может модернизироваться в зависимости от класса системы. Например, для телекоммуникационных систем хорошо известна 7-уровневая модель взаимосвязи открытых систем ISO/IEC 7498, которую можно представить как расширение модели OSE/RM с детализацией верхнего прикладного уровня.

Рисунок 3–Эталонная модель среды открытых систем


Как видно из рисунка 3., эталонная модель является трехмерной. По вертикали в ней можно выделить следующие компоненты:
- приложение;
- платформу;
- внешнюю среду;
- интерфейс приложения с платформой;
- интерфейс платформы с внешней средой.
По горизонтали имеются следующие компоненты (функциональные области):
- службы операционной системы;
- службы интерфейса "человек-машина";
- служба управления данными;
- служба обмена данными;
- служба машинной графики;
- служба сетевого обеспечения.
К третьему измерению относятся:
- службы поддержки разработки программного обеспечения;
- службы защиты информации;
- интернационализация;
- служба поддержки распределенной системы;
На базе эталонной модели строятся ее модификации в зависимости от архитектуры конкретной системы. Следует обратить внимание на то, что сеть Интернет, построенная на основе протоколов TCP/IP, так же является частью среды открытой системы, как часть сетевых служб, входящих в одну из шести функциональных областей среды, и далеко не решает всех проблем открытых систем, как об этом иногда ошибочно думают и пишут.


3.2 Классификация профилей

Существует несколько видов классификации профилей. В общем случае профили можно разделить на :
- профили общего назначения;
- профили конкретного применения.

К профилям общего назначения относятся:
- международные стандартизованные профили (International Standardized Profiles - IPS), признанные комитетом ISO/IEC. ISP имеют в международном сообществе такой же статус, что и международные базовые стандарты и направлены на широкую область применения;
- национальные профили, в соответствии с которыми должна строиться национальная Информационная Инфраструктура;
- корпоративные профили;

- технические профили, описывающие среду, такие как профили платформ, профили суперкомпьютерной среды, профили реального времени и др.

К профилям конкретного применения относятся :
- отраслевые или ведомственные профили;
- профили предприятий, организаций, департаментов и подразделений.

Профили общего назначения и профили конкретного применения разрабатываются по методу Workshop различными по количественному составу группами специалистов:
- в разработке профилей общего назначения участвует как можно большее число специалистов;
- в разработке профилей конкретного применения участвуют около 10 специалистов, половину из которых составляют пользователи, а половину - специалисты в области информационных технологий. Очень важно, чтобы эта группа возглавлялась одним из первых лиц (отрасли, организации), хорошо представляющим цели основной деятельности (отрасли, организации и т.д.).

3.3 Масштаб проблемы


В соответствии с принципами открытых систем должна строиться ИИ всех уровней: глобальная, национальная, отраслевая, корпоративная, организации, предприятия и т.д.
Кроме того, принципы открытых систем распространяются на системы всех классов и назначений, в том числе на:
- системы реального времени;
- микропроцессорные встроенные системы;
- среду высокопроизводительных вычислений (Grid-структуру).

В реализации принципов открытых систем заинтересованы все участники процесса информатизации:
- пользователи;
- разработчики;
- изготовители и поставщики продуктов информационных технологий;
- разработчики стандартов.

В связи с тем, что в условиях перехода к информационному обществу практически все отрасли экономики не могут функционировать без развитой ИИ, проблема принимает межотраслевой национальный характер.
Несмотря на очевидные преимущества реализации принципов открытых систем, решение проблемы в нашей стране происходит гораздо более медленными темпами, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Наиболее продвинутой с этой точки зрения представляется сфера науки и образования, где активно создается ИИ, необходимость реализации принципов открытых систем продекларирована в существующих нормативных документах. А главное, в сфере науки и образования сконцентрированы высококвалифицированные кадры, являющиеся и пользователями и разработчиками информационных технологий. Информационная инфраструктура в большинстве академических и учебных институтов создается своими силами без привлечения специализированных организаций.

counter
с июня 2001 г.