КОНЦЕПЦИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Госстандарт России

, Москва, 1998 .

Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации, включая формирование и реализацию единой научно-технической политики в указанной области, составляют Законы Российской Федерации о стандартизации, о защите прав потребителей, основополагающие стандарты государственной системы стандартизации (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ 1.5-92, ГОСТ Р 1.8-96, ГОСТ Р 1.9 - 95, ГОСТ Р1.10- 95), Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, основополагающие межгосударственные стандарты (ГОСТ 1.0 - 92, ГОСТ 1.2 - 97, ГОСТ 1.5-93).

Эффективность стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах производственно-технических, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах.

Мировой и отечественный опыт выявил широкий спер проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, представил большое разнообразие форм и методов проведения этих работ, которые как правило, определяются конкретикой состояния и развития экономики, условиями и факторами ее функционирования.

Эффективность стандартизации в условиях развитых рыночных отношений проявляется через следующие ее функции экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция охватывает следующие аспекты:
представление информации о продукции и ее качестве, позволяющей участникам торговых операций правильно оценить и выбрать товар, оптимизировать капиталовложения; распространеие в промышленности информации о новой технике, материалах и методах измерений и испытаний; повышение производительности труда и снижение себестоимости: содействие конкуренции на основе стандартизации методов испытаний и унификации основных парметров продукции, что позволяет проводить ее объективное сравнение; обеспечение совместимости и взаимозаменяемости; рационализация управления производственными процессами и обеспечение заданного уровня качества продукции.

Социальная функция стандартизации предусматривает фиксацию такого уровня параметров и показателей продукции, который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасности людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция стандартизации предусматривает создание базы для объективизации различных видов человеческого восприятия информации, а также фиксацию терминов и определений, классификаторов, методов измерений и испытаний, чертежей, условных знаков и т.п., обеспечивая необходимое взаимопонимание с учетом международных регламентов, в т.ч. систему учета, статистики и финансово-бухгалтерской деятельности, систему онструкторско-технологической документации, системы управления процессами и др.

Для более полной реализации коммуникативной функции .стандартизации регулирование терминологии становится одной из важнейших задач. Совокупность общих понятий стандартизации, установленная в основополагающих документах ИСО, МЭК, ВТО, должна быть непосредственно введена в ГСС.

Стандартизация терминологии позволяет обеспечить единство понятийно-терминологического аппарата, применяемого как в законодательстве РФ, так в отношениях субъектов хозяйствования друг с другом и органами государственно  управления всех уровней.

В настоящее время термины "стандартизация", "стандарт", "технический регламент", применяемые в РФ и приведенные в ГСС ( ГОСТ Р 1.0-92) международной, в т.ч. принятой в ВТО, терминологии не противоречат, отражая сложившуюся практику государственного регулирования качества и безопасности продукции.

Основные термины, использованные в настоящей Концепции, приведены в Приложении в соответствии с их определениями, установленными в ISO/1ЕС GUIDE 2 : 1996, Соглашении по техническим барьерам в торговле ВТО и ГОСТ Р 1.0 - 92.

Реальные условия функционирования российской экономики, а также обеспечение выполнения условий присоединения России в ВТО требуют акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной и зарубежной практике функций стандартизации.

При этом, основными исходными предпосылками развития и совершенствования стандартизации в Российской Федерации в настоящее время являются следующие;

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ 3

2. ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 6

3. ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО 8

4. СБЛИЖЕНИЕ СТАТУСА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТАНДАРТОВ 15

5. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 18

6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 19

7 МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 23

8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 27

9. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ 28

10. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ. СОЗДАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
      ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ 30

11. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 34

12. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 36

.13. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТОВ 38

14. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ 39

Приложение:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В КОНЦЕПЦИИ 42

:
"
"